На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ПРАВОСЛАВИЕ

603 подписчика

О Сампсоне Сиверсе

А.В.Слесарев "Духовная фальшь Сампсона Сиверса"

Сегодня мне попалась в руки книга "Старец иеросхимонах Сампсон (граф Сиверс) 1892-1979. Жизнеописание. Беседы. Поучения" (М.: Библиотека журнала "Держава", 2002. - 904 с.). Что сказать? Впечатление просто отвратительное. Налицо явная духовная подделка, фальшивка, подмена. Даже название книги трижды фальшивое...

Дело в том, что герой названного издания не может считаться ни старцем, ни иеромонахом, ни графом. Как известно, именовать Сампсона (Сиверса) графом нет никаких оснований. На протяжении многих лет этот человек выдавал себя за того, кем не являлся в реальности. Как свидетельствуют опубликованные архивные документы, будущий "старец" родился в семье прапорщика запаса и канцелярского служащего (РГИА. Ф. 515. Оп. 73. Д. 662. Л. 27-32.). Это впоследствии он будет слагать легенды о своем происхождении, именуя отца "графом, полковником и начальником штаба генерала Рузского". Впрочем, приписывание Сампсону (Сиверсу) графского титула не является фальшью первостепенного порядка. Название книги наделяет своего главного персонажа священным сан,ом от которого он письменно отрекся еще в 1936 г. Так, в заявлении на имя начальника областного управления НКВД Воронежской области от 10 августа 1936 г. тогда еще иеромонах Сампсон (Сиверс) писал: "Вторично заявляю настоящим моим заявлением, что актом моего сознательного раскаяния в обвинениях, мне следствием предъявленных, в коих я признался, подробно вскрыв свои вины, как сознательный гражданин, а не враг истине и справедливости дела рабочего класса в стране Советов. Я слагаю с себя звание и профессию служителя религиозного культа, раскаиваюсь в своем поступке безрассудной твердолобости и близорукости, став некогда им. Надеюсь, что этот акт (подтверждения моего раскаяния) послужит смягчением на суде при определении мне наказания и в дальнейшем дает мне возможность и право своими знаниями и хорошей грамотностью принести общественную и государственную пользу в стране бесклассового общества. Соответствующее заявление о моем отказе от профессии и звания служителя религиозного культа намерен объявить чрез печать в ближайшие десять дней" (Архив УФСБ РФ по Воронежской области. Д. 1934.) Согласно каноническому праву Православной Церкви, всякий священнослужитель, добровольно отрекшийся от сана, отлучается от Церкви и в случае покаяния может быть принят в церковное общение исключительно как мирянин. Вот что гласит по этому поводу 62 Апостольское правило: "Если кто из клира, устрашась человека, иудея или эллина, или еретика, отречется от имени Христова: да будет отвержен от церкви. Если же отречется от имени служителя церкви: да будет извержен из клира. Если же покается: да будет принят, как мирянин". Таким образом, с 10 августа 1936 г. для православных христиан совершенно недопустимо именовать Сампсона (Сиверса) священнослужителем в сане иеромонаха.

Однако лично у меня остается еще один вопрос: насколько возможно почитание Сампсона (Сиверса) в качестве старца? Может ли он быть охарактеризован как авторитетный духовный руководитель, указывающий верную дорогу ко Христу? Даже беглое ознакомление с вышепоименованой книгой, дает основание отказать бывшему иеромонаху в этой великой чести. Уверен, что данное утверждение пробудит в некоторых читателях "гев праведный". Тем не менее, даже они должны признать, что не может быть признан старцем откровенный еретик. А именно таковым является Сампсон (Сиверс). Дабы убедиться в сказанном, приведем две выдержки из его поучения, опубликованного в вышепоименованном издании: "Девственник имеет особое преимущество перед Богом. Он услышан. Он бывает молитвенником даже за мир, не будучи в сане. А если он владеет еще особою благодатью священства или архиерейства, или монах-девственник - это особая сила перед Богом. Если он к этому добавит смирение сердца и кротость, и долготерпение от смирения и веры, то он часто бывает даже чудотворцем при жизни. Чудотворцем. Чудотворцы бывают разные. Прикосновением руки он лечит больных. Он имеет дар прозорливости, дар видения. Именно девственники. Они имеют особый слух, особый ум". "У меня был интересный такой случай. Один иерей был обручен со своей невестой и венчан, и они сохраняли чистоту свою девическую и юношескую около пяти лет. Он литургисал. Она была при нем. Как брат и сестра. И берегли друг друга. Дары он проявлял особые, поразительные, дары благодати Святаго Духа. Он был глубоко религиозен. Он чувствовал на расстоянии молитву людей, а сам молился так, как молятся старцы. Он поразительно любил читать акафисты и готовиться к литургии. Но случилось несчастье: по взаимному согласию они стали мужем и женой. И он лишился всего. Он стал есть мясо, он стал пить водку. У них народилось много детей. И он видит: прежде всего, нужно здоровье, здоровье и здоровье, а потом благодать. И его сейчас не узнать. Он даже потерял свой прежний облик, выражение глаз, губы стали другие. Теперь это обыкновенный человек мира, страсти, страстей". Какие выводы можно сделать после прочтения этих строк?

Во-первых, за превозношение девства над браком Сампсон (Сиверс) подлежит духовному взысканию (епитимии). Об этом недвусмысленного говорят каноны Гангрского Собора: 1 правило: "Если кто порицает брак, и гнушается верною и благочестивою женой, с совокупляющеюся своим мужем или её порицает, как немогущую войти в Царствие, тот да будет под клятвой". 9 пр. "Если кто-либо девствует или воздерживается, удаляясь от брака, как гнушающийся им, а не ради самой доброты и святыни девства, да будет под клятвой". 10 пр. "Если кто из девствующих ради Господа будет превозноситься над бракосочетавшимися, да будет под клятвой".

Второй вывод, который становится очевиден после прочтения цитированных поучений, касается неправославия самого Сампсона (Сиверса). Очевидное превозношение девства над браком лишает бывшего иеромонаха права именоваться православным христианином и идейно роднит с персидской гностической сектой манихеев. Дуалистическое миросозерцание, относящее проявления духовной природы человека к Царству Света и ассоциирующее жизнь плоти (в том числе и брак) с Царством Тьмы, не позволяет рассматривать Сампсона (Сиверса) в качестве православного старца.
__________________

Материал взят с сайта www.anti-raskol.ru. Там же есть и другие интересные материалы об этом "старце"

 

Итак, подытожим и кратко обрисуем нестыковки в биографии Сампсона.



1. Он называл себя графом Сиверсом. Но к прибалтийскому немецкому графскому роду Сиверсов он не имел никакого отношения. Есть свидетельства и документы, говорящие о том, что он происходил из "третьего сословия". Графский титул же он мошеннически присвоил еще до революции.

2. В биографии, написанной царебожниками и претендующей по их мнению на то, чтобы стать его "житием" пишется что он подвизался в Александро-Невской Лавре и там отличался особым благочестием.. Но здесь опять же прокол.. Сохранились свидетельства о том, что он, подвизаясь там, отличался наоборот гордым, нетерпимым и как говорят сейчас "проблемным" нравом.

3. В биографии написано о том, что он пребывал в Крыпецком монастыре на Псковщине. Но свидетельств о его пребывании там НЕТ.

4. В биографии написано, что он был тяжело ранен во время разорения монастыря красными латышскими стрелками. Это  вымысел. Ибо есть документ, подтверждающий то, что он наоборот сам был латышским красным стрелком и служил в Виндавском полку и получил ранение, воюя на стороне красных при обороне Петрограда от армии Юденича в 1919 году.

5.Царебожники заявляют, что его преследовали якобы за то, что его принимали за "особу царской крови".  Это вообще плод широкой фантазии царебожников. В ВЧК-ОГПУ-НКВД  для преслоедования  выбирали предлоги и посущественнее.

6. В биографии абсолютно замалчивается факт, произошедший 10 августа 1936 года, когда господин, называющий себя Сампсоном Сиверсом ОТРЕКСЯ И ОТ МОНАШЕСТВА И ОТ СВЯЩЕНСТВА И ОТ ВЕРЫ. Причем это отречение документально подтверждено.

7.В биографии часто заявляется о том, что позднее в 50-е, 60-е годы Сиверса де преследовало и гнало тогдашнее Священноначалие за "приверженность старому царскому чину". На самом деле Священноначалие  могло его деятельность осуждать. Да только не за приверженность старому чину, а за САМОСВЯТСТВО. Ибо господин Сиверс позднее сам лично без чьего-либо благословения "вернул" себе и монашеский сан и священство и даже сам "постриг" себя в схиму.Подобное не уважается и не будет уважаться никаким Священноначалием, а порицается как нарушение церковных Канонов, и наказывается отлучением от Таинств.

Картина дня

наверх